Танец Самба, и в чем его фишка? Что нужно знать о нем педагогу или танцору?

[ratings]

Самба «Samba» — это очень горячий, яркий, самый популярный танец в Бразилии, и не только. Это один из самых популярных танцев современности.Самба – это колоритная смесь из aфриканских и европейских ритмов, зажигательный, темпераментный, и одновременно чувственный танец, гимн любви, молодости и красоты.

Музыка и танец самбы — это особый мир с характерным ритмом и танцевальными движениями.Самба является одним из пяти танцев, который входит в программу латиноамериканских бальных танцев. Как и каждый танец, самба имеет свою историю происхождения. Она представляет из себя насыщенный колорит африканских, португальских и испанских танцев.

Так ОТКУДА возник танец САМБА???

Как и у многих латиноамериканских танцев, у самбы африканские корни. Данной культуре мы обязаны появлением едва ли не большей части всех танцев, распространенных ныне во всем мире. И история самбы – это история слияния африканских танцев, которые появились в Бразилии вместе с рабами с “Черного” континента, а также с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки.

Точная трактовка названия «Самба» неизвестна. Название его пришло предположительно из Анголы, где словом “семба” в языке Кимбунду обозначается прикосновение животом, служащее приглашением к танцу. В 16-м столетии португальские завоеватели Бразилии привезли с собою из Конго и Анголы множество рабов, которые распространили в Южной Америке такие танцы, как Embolada, Catarete и Batuque. Инквизиция объявила эти танцы крайне греховными, так как в процессе танца исполнители касались друг друга пупками. Действительно, для того времени такое исполнение сильно выбивалось из стандартов морали и было очень смелым. Embolada – танец, в котором изображалась корова с шарами на рогах. Batuque – это танец по кругу, похожий на чарльстон, с танцующей парой в середине. Batuque был столь популярен в Испании, что королю пришлось выпустить специальный указ, запрещающий танцевать этот танец. Но искусство не запретишь указами, а прогресс не остановить запретами.

Два танца, объединившись, способствовали появлению третьего, добавив к предшествовавшим колебательные движения корпуса и бедер, получился новый танец – Lundu. Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио (прогрессивные, локи и т.п.), которые назывались Copacabana (название пляжа около Рио-де-Жанейро).Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также приобщилась к исполнению оригинального танца. Правда, для того, чтобы он стал приемлемым для высшего общества, в него были внесены изменения.

В частности, была введена закрытая танцевальная позиция, единственно возможная в то время. В этом варианте танец стал называться Zemba Queca. Под таким названием он и стал известен в 1885 году как “изящный бразильский танец”. Так, беря многие движения из разных танцев, объединяясь с ними и модернизируя их, рождалась на свет Самба.Вскоре Самба была объединена с танцем Maxixe и уже под новым названием просуществовала до 1914 года. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия. Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры. Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта (chasse and point). Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал известен в Великобритании в 1934.

Красивому танцу мировую известность принес фильм «Полет в Рио», в исполнение Фреда Астера и Долорес . В США Carioca появилась в 1938, популярность ее достигла пика в 1941, после исполнения Кармен Мирандой (Maria do Carmo Miranda da Cunha) в художественных фильмах, особенно в фильме “Той ночью в Рио-де-Жанейро”(“That Night in Rio”). Повышенное внимание к самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956. Так что, рождением Самбы в общеизвестном варианте принято считать 1956 год. Танец в существующей современной форме все еще имеет фигуры с разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца.

Самбу часто называют “южноамериканским вальсом”, ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы – ламбаду, макарену. Различные варианты самбы – от байона (Baion или Bajao) до Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро. Истинный характер самбы – это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся движениями бедер с различными интерпретациями. Если же этого нет, самба теряет очень многое.

Характер и ритм танца самба, В ЧЕМ ФИШКА?

Музыкальный размер самбы – 2/4, темп – быстрый, 48-52 такта в минуту. Большая роль в Самбе отводится ритму, причем «генерируют» этот ритм бедра танцовщиков. Ведь именно для самбы характерны пружинистые движения бедрами, которые называются “Samba Bounce”. Специфичный ритм Самбы выделяет этот танец из всех других танцев латиноамериканской программы. Для лучшей его передачи в музыкальном сопровождении часто используются бразильские национальные музыкальные инструменты: tamborim, cabaca, reco-reco и другие.

Музыка имеет особый ритм, быстрый и высокий темп исполнения. Соответственно ритму от танцора требуется большого мастерства исполнения. Здесь танцор для достижения истинного характера танца должен своими зажигательными и увлекающими движениями передавать своеобразный ритм. Смотря на танец невозможно не заметить, что основные фигуры самбы требуют активных, пластичных движений тела, особенно в бедрах. Именно пульсирующий, синкопированный ритм Самбы подчеркивается баунсом – вертикальным раскачиванием и работой бедер. Особенно эффектны движения, в которых мягкие пластичные элементы сочетаются с резкими и прерывистыми. Этот порывистый танец в точности передает характер экспрессивного южного народа – то мягкого и мечтательного, то дерзкого и темпераментного. Конечно же, все фигуры самба требуют от танцоров сложной координации в сочетании с высоким уровнем физической подготовки.

Что ОСОБЕННОГО в технике исполнения шагов в самбе?

Разнообразный ритмический рисунок шагов самбы требует отдельного рассмотрения. Счет в такте самбы 1и — 2и. Таким образом, на один такт музыки может быть исполнено или два медленных, или два быстрых и один медленный, или четыре быстрых шага. При исполнении фигур танца, в которых используется самба баунс (пружинящее действие) принят числовой метод счета. В фигурах, где нет самба-ба-унса, ритм исполнения быстрых или медленных шагов обозначается «быстро» (Б) или «медленно» (М). Шаги самбы, исполняемые на счет 1 а 2, предполагает деление двух ударов такта на 3/4 удара (1), 1/4 (а) удара и целый удар (2). Характерная особенность самбы — пружинистое движение или самба-баунс (вертикальный подъем и снижение) исполняется за счет сгибания и выпрямления колена и лодыжки опорной ноги. Выпрямление колен должно быть неполным и выполняться без напряжения. Каждые подъем, и снижение занимают 1/2 удара такта музыки, для удобства разучивания принят счет и. Начиная из положения с согнутыми коленями, ритм баунса будет: и 1, и 2 и т.д. При соединении ритма баунса с ритмом шагов получаем новый ритм: и 1 и а 2 и так далее.

Основа самбы — шестая позиция ног, является исходным положением почти для всех танцевальных фигур. Шаги вперед исполняются с подушечки стопы на всю ступню. Иногда шаг начинается и с каблука, тогда это отдельно оговаривается в описании фигуры. Шаги назад исполняются с носка на подушечку и затем на всю стопу. Шаги в сторону делают также с подушечки на всю стопу. В продолжение всего танца колени слегка расслаблены, движения бедер осуществляются в большей степени вперед и назад, а не из стороны в сторону, как в ча-ча-ча или румбе. Движения тазобедренного сустава должны быть мягкими и четко контролируемыми. При шаге вперед корпус слегка отклоняется назад, а при шаге назад — слегка наклоняется вперед, при этом голова является как бы основанием маятника.

В движениях самбы используются шаги с неполным переносом веса корпуса: танцующий переносит на опорную ногу только часть своего тела. Исполняется также «ложная приставка», когда исполнитель, подводя свободную ногу к опорной ноге, не переступает на свободную ногу, а с нее же начинает следующий шаг. Ведение партнерши осуществляется партнером не только правой рукой, но и левой, поэтому партнерша должна держать обе руки в напряжении, чтобы быть готовой к перемене направления.

Самба пришла к нам из бразильских карнавалов, и хоть мир бальных танцев и облагородил ее спортивными элементами, отточенностью движений рук и ног, главное, что можно сказать о самбе – это искрящееся, бьющее через край веселье, с ума сводящее движения бедер, и зажигательная музыка.

Comments system Cackle